ИССЛЕДОВАНИЕ: ЧТО ПРОИСХОДИТ С РОССИЙСКИМ РЫНКОМ CRM-МАРКЕТИНГА СЕГОДНЯ?
В 2016 году INBRIEF и Ruward первыми начали глобально исследовать рынок CRM-маркетинга в России. На старте аналитического проекта были опубликованы обзор рынка услуг в области CRM-маркетинга и большой справочный раздел с развернутыми ответами на 25 популярных вопросов игроков рынка, связанных с CRM-маркетингом. Но с тех пор ситуация заметно изменилась: из-за появления все большего количества игроков и инструментов этой быстро растущей отрасли бренды начали более пристально наблюдать за развитием CRM-маркетинга, активнее знакомясь с теми возможностями, которые он предлагает сегодня. Поэтому в ходе исследования было выяснено, действительно ли российские компании перестали недооценивать потенциал CRM-инструментов и начали внедрять их для усиления текущих маркетинговых стратегий.
Участники исследования
Единодушие в восприятии
Если результаты прошлогоднего исследования показали нечеткость понимания формулировки этого направления маркетинга, то за год определение CRM-маркетинга обрело гораздо более четкую форму. К концу 2017 года 70% представителей на стороне клиента единодушно определили это направление как «Персонализированные маркетинговые коммуникации с существующими и потенциальными клиентами, основанные на аналитике клиентских данных».
Но на этом хорошие новости не заканчиваются: динамика проникновения CRM-проектов продолжает расти, и уже 69% клиентов отмечают, что используют или собираются использовать в ближайшее время CRM-инструменты. Актуальность CRM-маркетинга уже не вызывает вопросов: по сравнению с предыдущим годом две три компаний увеличили активность в этом направлении, и в дальнейшем их количество будет только расти.
Динамика развития CRM-маркетинга
О том, что российский рынок CRM-услуг не стоит на месте говорит отношение к нему в компаниях сразу из разных отраслей. Если два года назад о том, что такое CRM-маркетинг и для чего он нужен, могли сказать единицы, то сейчас уже 58% респондентов отмечают, что он является важной и существенной частью нынешней маркетинговой стратегии, работающим на развитие бренда наряду с другими инструментами.
Важный маркер для оценки состояния рынка —динамика развития. Респондентам было предложено рассказать об активности компании в 2017 году и планах на 2018. Результаты более чем красноречивы: 57% опрошенных в 2017 году увеличили CRM-маркетинговую активность (26% — «существенно»). А в планах на 2018 год у 65% компаний — «увеличение CRM-маркетинговой активности". И ещё 20% опрошенных планируют в 2018 году запустить свою первую CRM-кампанию.
Для чего используется CRM-маркетинг?
В спину глубокой аналитике дышат и персонализированные коммуникации с помощью e-mail и SMS: для 59% брендов-участников этот инструмент вошел в Топ-3 приоритетных задач CRM-маркетинга.
Важно, что российские компании стремятся не отставать от мировых трендов в области управления потребительским поведением: уже 47% компаний из тех, что поучаствовали в исследовании, уже имеет собственную программу лояльности и продолжит ее развивать в дальнейшем.
Об основных KPI в CRM-маркетинге
Для участников исследования самыми важными метриками при оценке результатов CRM-кампаний стали частота транзакций и размер среднего чека — за ними на регулярной основе следит 53% и 46% опрошенных. Эти показатели наиболее явно отражают динамику по маркетинговой деятельности на данный момент: чем более релевантно текущее предложение, тем больше сделок совершается и тем выше становится средний чек.
О бюджетах на CRM-маркетинг
Распределение бюджета в компании — вопрос конфиденциальный, поэтому в ходе исследования не все участники смогли дать релевантные данные по этой теме. Тем не менее, на основе части предоставленных ответов можно получить представление о тенденциях по затратам на CRM-маркетинг в России. Во-первых, доли бюджета на кампании такого типа в российских компаниях преимущественно не превышают 15% — об этом сказали 62% опрошенных. Но количество «активных» брендов, развивающих CRM-направление, растет: в 19% таких компаний доля бюджетов на CRM-проекты достигает уже 30%. Больше 30% от маркетингового бюджета на это направление выделяют лишь единицы:
Во-вторых, — увы, но пока скорость увеличения бюджетов на CRM-проекты растет несоизмеримо с ростом интереса к ним: большая часть компаний — 36% — тратят на реализацию своих CRM-стратегий менее 1 млн рублей в год. При этом 26% респондентов отметили, что в их компаниях на это направление тратится от 3-5 млн рублей в год и более: учитывая полученные ранее данные о наращивании активности в сфере CRM-маркетинга, можно прогнозировать дальнейший уверенный рост бюджетов на такие проекты.
Выводы
- Осведомлённость бизнеса о возможностях CRM-маркетинга демонстрирует явную положительную динамику: две трети опрошенных компаний либо уже применяют CRM-маркетинг, либо собираются начать в ближайшее время.
- Термины и понятия CRM-маркетинга стали более устоявшимися, началось формирование единого понятийного пространства.
- На клиентском рынке в ближайшее время существует потенциал как минимум двукратного роста.
- Динамика развития CRM-активностей выраженно положительная: 58% компаний считает CRM-активности очень существенными и важными элементами маркетинга; более половины компаний, использующих CRM-маркетинг, в 2017 году увеличили эту активность; в планах на 2018 увеличение либо начало CRM-активности находится у 85% компаний.
- Потенциал инструментов CRM-маркетинга клиентами пока раскрыт не до конца и эти инструменты чаще используются для поддержания отношений с клиентами, чем для их развития.