“МОБИЛИЗАЦИЯ” ПРОГРАММ ЛОЯЛЬНОСТИ: ПОЧЕМУ БРЕНДЫ ВСЕ ЕЩЕ “ТОРМОЗЯТ”?
2016 год был действительно насыщен событиями в сфере мобильных технологий. Помимо виртуальной реальности (VR), имеющей огромный маркетинговый потенциал, такие фишки, как искусственный интеллект (AI), нейронные сети и чатботы, стали все активнее привлекать внимание брендов. Они могут стать эффективным средством от стремительно усиливающейся головной боли компаний - перевода программ лояльности в mobile-среду.
64% компаний, участвующих в опросе, отметили рост участия в программы лояльности благодаря использованию мобильных платформ для дополнительного вовлечения потребителей
В 2016 году 3Cinteractive проводили аналогичное исследование и выяснили, что у потребителей существует огромный интерес к мобильному функционалу в области программ лояльности: причем спрос явно превышал текущее предложение от компаний. Год спустя он продолжил расти - медленно, но верно. Так, количество визитов и покупок, совершенных из мобильных программ, возросло с 59% до 62%. При этом тенденция к распространению омниканальных программ становится все очевиднее. Это связано с тем, что предпочтения клиентов по наиболее удобному для них каналу коммуникации становятся все более дифференцированными: SMS, бывший лидером среди остальных каналов, теперь предпочитают лишь 21%, в то время как, то же число людей стали выбирать push-уведомления. До 18% выросло количество пользователей приложений и мобильных кошельков, в то время как виртуальные помощники и мессенджеры пока не имеют большой аудитории, привлекая 10% и 8% участников программ лояльности соответственно.
Неутешительный результат показал опрос относительно регистрации в программах. Потребители все еще уверены, что процесс регистрации требует слишком много личных данных: в 2017 году количество людей, разделяющих это мнение, снизилось с 67% лишь до 62%. И в этом есть и промах маркетологов, которые все еще не могут доступно объяснить, что регистрация зачастую происходит в 1 клик. Не обнадеживает и то, что уже 66% потребителей вместо 72% готовы вступить в программу через упрощенную SMS-регистрацию: нужны новые инструменты, позволяющие сделать этот процесс быстрее и проще.
К 2017 году бренды все же смогли прибавить темп и увеличить инвестиции в развитие мобильной лояльности: 64% опрошенных бренд-менеджеров, вместо прошлогодних 34%, отметили значительный прирост участников программ именно благодаря мобайлу. При этом все больше брендов отмечают рост вовлечения участников в программу благодаря SMS-уведомлениям - 27% против прошлогоднего показателя в 21%.
Но есть и положительная тенденция: все больше брендов активнее осваивают мобайл для создания наилучшего предложения для потребителей. Если в 2016 году лишь 12% из них стремились встретиться с клиентом на мобильной платформе, то год спустя этот показатель вырос в разы, достигнув 51%. Нас не может не радовать, что уже хотя бы каждая вторая компания осваивает новую территорию и использует новые инструменты. Однако стоит помнить и про обратную сторону медали: одного желания развивать мобильную программу лояльности недостаточно, нужно иметь под ногами довольно прочный фундамент из проверенного ПО. Тем не менее, исследование показало, что с ростом потребности в digital-программах растет и недостаток в IT-ресурсах для их запуска и развития. В 2017 году количество компаний, которым не хватает технологических решений для старта и поддержки мобильных программ лояльности, стало на 10% больше - 81% опрошенных не достает функциональных платформ для решения retention-задач, и они рискуют остаться за бортом наиболее прогрессивных игроков рынка.
2016 год был действительно интересным с точки зрения развития использования мобайл в программах лояльности. Бренды накрыло волной новых возможностей вовлечения потребителей в коммуникацию - и больше всего это коснулось, конечно же, рынка лояльности в B2C. Давайте сформулируем главные тренды его развития, которые наиболее четко проявились в прошлом году и за которыми точно нужно будет внимательно следить в будущем.
Интерес потребителей к Интеллектуальным помощникам (IA) растет
Такие сервисы, как Alexa (Amazon), Siri (Apple), и Google Assistant, хоть и появились гораздо раньше, обратили на себя внимание маркетологов только в 2016 году. Именно тогда Apple и Amazon выпустили специальные обновления, позволяющие сторонним разработчикам развивать эти платформы и интегрировать их с другими популярными приложениями. Интеграция IA с вашей программой лояльности может дать дополнительные плюсы вашим потребителям. Интеллектуальные помощники способны управлять аккаунтами, отслеживать текущий статус в программе, баланс бонусов и последние выгодные предложения, в то время как потребителю не нужно будет совершать даже лишних телодвижений в сторону смартфона.
По итогам исследования 3Cinteractive именно использование IA заняла первое место в топе наиболее привлекательных для потребителей фич у программ лояльности. Хотя по результатам опроса бренд-менеджеров было выяснено, что наиболее вероятными следующими шагами в retention-стратегиях станут интеграция с искусственным интеллектом (AI) и чатботами (35% проголосовавших), около 20% все же отметили будущее использование Интеллектуальных помощников, что уже немало. При этом ни один из опрошенных клиентов до сих пор пока не пользовался IA для участия в какой-либо программе, но это даже хорошо: ниша пока еще совсем не освоена, поэтому you’re welcome!
Создание “дорожной карты” для вашей программы лояльности
Чатботы, интеллектуальные помощники, искусственный интеллект… Клиенты, постоянно погруженные в digital-среду, хотят все более быстрого отклика при меньших затратах своих усилий. Что в такой ситуации могут сделать бренды?
Авторы этого исследования предлагают бренд-менеджерам продумать собственную “дорожную карту” развития программы лояльности. Главный инсайт состоит не в том, чтобы строить свою стратегию на происходящем на рынке сейчас, а попытаться сделать несколько шагов в сторону развития в будущем. На этом пути можно выделить три основных отрезка - “Сейчас”, “Скоро”, “В будущем”, т.е. те этапы планирования, в соответствии с которыми можно разрабатывать краткосрочные и долгосрочные стратегии, а также делать прогнозы.
Сейчас
Обратная связь с потребителем
Оптимизация процессов по привлечению новых участников
Персональное и релевантное промо
Скоро
Оптимизация каналов коммуникации
Мобильные кошельки и клубные карты
Мобильные кошельки как динамические платформы смогут отслеживать геолокацию и влиять на эффективность вовлечения потребителей, делая коммуникацию с ними, более персонализированной за счет сбора дополнительных данных. Они будут обновлять информацию о текущем балансе и статусе в режиме реального времени и интегрироваться с email- или SMS-каналами.
Чатботы
В будущем
Искусственный интеллект
Интеллектуальные помощники
Подытожим
За последний год брендам удалось достичь заметных успехов в сфере освоения “целинных земель” мобайл-индустрии. Проникновение мобильных программ лояльности в сферу B2C идет полным ходом, однако еще далеко не все бренды оказались на гребне омниканальной волны, и тут еще есть, над чем подумать и поработать.
Очевидно, что не все игроки рынка поспевают за бешеными темпами развития мобильных коммуникаций. У кого-то банально не хватает ресурсов и функционала, а кто-то, к сожалению, упрямо игнорирует запросы клиента. Главная проблема скорее всего в том, что многие бренды игнорируют потребность “мобилизации” программ лояльности из-за боязни инвестировать в какие-то инструменты, использование которых потом не окупится, и ждут, чтоб кто-то другой стал пионером, а они потом пошли бы по проторенной дороге.